Регионы лишат права устанавливать тарифы на капремонт

15.06.2016

Регионы лишат права устанавливать тарифы на капремонт


Источник: Парламентская газета

Восьмого июня  в Государственную Думу внесен законопроект, подготовленный спикером палаты Сергеем Нарышкиным и председателем Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым. Документ изменяет порядок проведения капремонта многоквартирных домов и устанавливает обязательную дифференциацию взносов, зависящую от типа и технического состояния дома.

По данным Минстроя, в рамках программы капремонта за 30 лет в России нужно отремонтировать 735 тысяч домов общей площадью 2,3 миллиарда квадратных метров. В 2015 году с граждан на капремонт было собрано почти 100 миллиардов рублей, а использовано было только 25 миллиардов. На эти средства было отремонтировано в  20 тысячах многоквартирных домов общей площадью 4,5 миллиона квадратных метров, сообщает Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Правила станут федеральными

Эксперты убеждены: средства расходуются неэффективно, потому что  право  регулировать  проведение капремонта  возложено Жилищным кодексом практически всецело на  регионы. При этом по ряду значимых вопросов в разных субъектах установлены  совершенно разные правила, а где-то  правовое регулирование и вовсе отсутствует»

«Люди не должны чувствовать себя обманутыми, — прокомментировал «Парламентской газете» внесённый законопроект один из его авторов, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. -  Важно, чтобы нормы, касающиеся капремонта, были конкретными  и  решения, которые  принимаются  государством в этой сфере, были понятны гражданам.  Я думаю,  это  только начало, так как все понимают, что капитальный ремонт безусловно нужен, что его нужно оплачивать. Но нужно, чтобы люди понимали, куда идут  эти деньги, чувствовали себя причастными к этому процессу. Неприятие часто происходило из-за не информированности. Им просто не объясняли и не было четких критериев капремонта, поэтому  граждане вправе требовать  от государства таких решений, которые мы предлагаем».

К примеру, очередность проведения ремонта зачастую ставится субъектами в зависимость не столько от состояния дома, сколько от совершенно других факторов. Так, в Свердловской области капремонт начинают, когда для этого  собрано достаточно денег, а в Белгородской области очередность капремонта зависит от  количества жителей в доме. Разработчики поправок считают,  что очерёдность проведения капитального ремонта должна зависеть от технического состояния дома.  Решение этого вопроса предложено перенести на федеральный уровень.

«Подготовленный законопроект является следствием встреч Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина с избирателями, которые озабочены проблемой проведения капремонта, — пояснил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.  - Причем не только  стоимостью,  но и сроками, качеством капитального ремонта. Мне также неоднократно граждане задавали аналогичные вопросы. Вопросы во всех регионах похожи. Поэтому те уточнения, которые внесены в Государственную Думу, призваны сделать процесс проведения капитального ремонта более разумным, более справедливым и  прозрачным».

В Москве размер минимального взноса  за капремонт составляет 15 рублей на 1 квадратный метр,  в Санкт-Петербурге — взнос определен в размере от 2 до 3,50 рублей, а в Мурманской области и того меньше — 2 рубля за квадратный метр.  При этом, в некоторых случаях, минимальный порог взноса не отражает  реальные потребности в проведении капитального ремонта.

Авторы законопроекта предлагают ввести обязательную дифференциацию взносов в зависимости от типа дома, его технического состояния, других условий. При этом форма методических рекомендаций не совсем подходит, убеждены они,  поскольку позволяет субъектам РФ по своему усмотрению применять рекомендации. Поэтому в случае принятия поправок, условия расчёта взносов будут определяться Правительством.

«Это позволит собственникам понимать, что не может быть  одинаковый взнос в двух-трёх этажных полуразвалившихся домах и в новостройках, — убежден эксперт Общественной палаты России в области ЖКХ, исполнительный директор Федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов.

Ремонт сделают точно в срок

Регионы устанавливают чрезмерно сокращенные сроки проведения ремонта, которые не обеспечивают надлежащим образом права собственников помещений многоквартирного дома и приводят к принятию соответствующих решений органами местного самоуправления или региональным оператором.

Это касается, в частности, сроков наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, сроков выбора способа формирования фонда капитального ремонта. Законопроект предлагает скорректировать порядок определения соответствующих сроков, установив для них минимальные и максимальные пределы, исходя из анализа существующей региональной практики.

Жилищный кодекс предусматривает возможность установления субъектом РФ минимального размера фонда, формируемого на специальном счете, по достижении которого собственники могут прекратить отчисления и искать дополнительные инвестиции для скорейшего проведения капитального ремонта. В методических рекомендациях, утвержденных Минстроем, рекомендовано определять минимальный размер фонда не более 30 процентов оценочной стоимости капитального ремонта. Однако есть регионы, где минимальный размер достигает 70-90 процентов оценочной стоимости капитального ремонта. Такая ситуация, например в Калининградской и Свердловской областях. Законопроект закрепляет  не право, а обязанность региональных властей устанавливать минимальный размер фонда, на уровне закона предусмотрев его максимальный размер.

Каждый собственник должен знать

Одновременно с  появлением в платежках за коммунальные услуги графы за капремонт, во многих регионах начались волнения граждан, связанные с этим новшеством. Главными вопросами были — «не украдут ли наши деньги и когда начнется капремонт в моем доме».

«Важно, чтобы информация  до граждан доходила, — считает Павел Крашенинников. — Поэтому  мы и предлагаем  создать соответствующую систему, чтобы граждане в интернете видели, что с их деньгами, на какой стадии ремонт».

Поправки обязывают региональные и муниципальных властей передавать в информационную систему ЖКХ дополнительные сведения о ходе проведения капитального ремонта, о критериях очерёдности капитального ремонта, об изменениях региональных программ. Также органы местного самоуправления должны будут уведомить  граждан о  последствиях непринятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

«Особенно важно гражданам понимать, что случится, если не принять решение о выборе способа формирования фонда капремонта», — сказал «Парламентской газете» Александр Козлов.

При аккумулировании фонда капитального ремонта «в общем котле» документ предлагает закрепить правила о возмещении убытков региональным оператором в соответствии с гражданским законодательством. Если же   оператор не успеет провести  капремонт в оговоренный срок, он должен будет заплатить собственнику  пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка, действующей на день оплаты, от общей суммы взносов на капитальный ремонт за каждый день просрочки,  — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Документом также уточняются правила о специальном счёте. В частности, определяются правила учёта фонда капитального ремонта владельцем специального счёта, уточняются требования к договору подряда в случае проведения капитального ремонта при формировании фонда на спецсчёте. В настоящее время эти правила и требования не установлены.

«Мы приветствуем внесённый законопроект,  с помощью которого людям будет легче дышать, — сказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская («Справедливая Россия»), — Хотя практически все идеи, собранные в законопроекте, уже  вносились мной в Госдуму в качестве законодательных инициатив, за исключением блока  по информированию населения. Что же  остальных положений документа,  нашей фракцией ранее уже предлагались  соответствующие инициативы, касающиеся, к примеру, невнесения средств на спецсчёт, ограничения платежей и так далее».

Возврат к списку